«2050.ЛАБ» разработал 12 линеек лифтов для разных производителей

20 июн 2025 Новости
«2050.ЛАБ» разработал 12 линеек лифтов для разных производителей


Промышленный дизайн в нашей стране становится двигателем экономики.


Интервью с Дарьей Топильской, генеральным директором Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ



Промышленный дизайн в нашей стране становится двигателем экономики. Как это произошло? Благодаря каким усилиям? Как он влияет на нашу жизнь? Об этом рассказала генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская, посетившая на площадке Петербургского международного экономического форума студию «Радио «Комсомольская правда».



«ОКРУЖАЕТ ВСЮДУ»



- Дарья, вы недавно презентовали совместный проект с «Комсомольской правдой» — книгу о промышленном дизайне. Расскажите, как родилась идея этого издания?

- Проект стал закономерным продолжением нашего многолетнего сотрудничества с «Комсомольской правдой». Мы действительно несколько месяцев очень интенсивно работали над созданием этой книги. Идея заключалась в том, чтобы сделать по-настоящему фундаментальный труд, который охватывал бы промышленный дизайн во всей его полноте — от древнейших времен до самых современных тенденций и даже футуристических прогнозов. Причем мы сознательно пошли по пути создания не узкоспециального издания, а книги для самой широкой аудитории.

- Почему вы решили сделать книгу ориентированной на массового читателя, а не на профессиональное сообщество дизайнеров?

- Нам очень хотелось разрушить стереотип, что промышленный дизайн — что-то элитарное, доступное только специалистам. На самом деле промышленный дизайн окружает нас повсюду: это и смартфон в вашем кармане, и стул, на котором вы сидите, и вагон метро, на котором вы ездите на работу. Поэтому мы стремились создать издание, которое было бы одинаково интересно и полезно и школьнику, выбирающему профессию, и предпринимателю, задумывающемуся о дизайне своих продуктов, и просто любознательному человеку, интересующемуся устройством материального мира вокруг нас.

- Какие именно материалы вошли в книгу? Можете привести какие-то особенно яркие примеры?

- В книге представлена вся палитра промышленного дизайна — от исторических артефактов до самых современных разработок. Конечно, особое внимание мы уделили российским достижениям. Например, подробно разобрали московскую транспортную систему, которая сегодня действительно соответствует мировым стандартам. Но важно понимать, что хороший промышленный дизайн — не только красивые поезда метро или электробусы. Это комплексное решение, включающее всю сопутствующую инфраструктуру: удобные остановки, интуитивно понятные билетные терминалы, продуманную навигацию. Все эти элементы мы тоже подробно рассматриваем в книге.



«ПРОДЮСЕР ПРОМДИЗАЙНА В РОССИИ»



- Как вы оцениваете современное состояние промышленного дизайна в России? Насколько изменилось отношение к этой сфере за последние годы?

- Если сравнить с ситуацией 3–4-летней давности, прогресс очевиден. Тогда мы только констатировали первые робкие признаки интереса к промышленному дизайну. Сегодня же можно говорить о качественном изменении подхода. И бизнес, и государственные структуры стали воспринимать дизайн не как нечто второстепенное, а как важнейший компонент конкурентоспособности продукции и услуг. В 2050.ЛАБ мы активно способствуем этому переосмыслению через образовательные и просветительские проекты. Не побоюсь сказать, что наш центр сегодня выступает в роли своеобразного продюсера промышленного дизайна в России.

- Какие перспективы, на ваш взгляд, есть у российской школы промышленного дизайна? Какие направления представляются наиболее перспективными?

- Сейчас действительно очень благоприятное время для развития промышленного дизайна в России. Мы наблюдаем растущий спрос на качественные дизайнерские решения практически во всех отраслях — от транспортных систем до потребительских товаров. Наша книга — шаг в формировании новой дизайн-культуры, которая, я уверена, станет одним из драйверов развития отечественной промышленности. Причем речь идет не только об эстетике, но и о функциональности, эргономике, экологичности — всех тех аспектах, которые делают продукты по-настоящему конкурентоспособными на мировом рынке.



ТЕСТ НА ИНКЛЮЗИВНОСТЬ



- В прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме вы подписали Национальный инклюзивный договор. Как продвигается работа по повышению инклюзивности ваших дизайн-проектов? Насколько это актуально сегодня?

- Это на самом деле очень важная история, серьезная для нас и очень трепетная, мы на ней сфокусированы. Национальный инклюзивный договор подтвердил, во-первых, наше намерение работать над тем, чтобы все проекты, выходящие из студии 2050.ЛАБ, были сделаны по принципу универсального дизайна и были доступны всем людям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. И наши проекты в различных видах транспорта — и метро, и пассажирские поезда, и лифты, — были удобны всем. Эта работа выстроена, она продолжается, она активно движется, и все проекты через такую экспертизу проходят.

- Какие новые инициативы в сфере инклюзивного дизайна вы можете отметить?

- Меньше месяца назад, на форуме ЦИПР в Нижнем Новгороде, мы подписали соглашение с правительством Нижегородской области о том, чтобы разрабатывать для региона специальные проекты с учетом инклюзивных потребностей. В первую очередь, конечно, это будет транспортная система. После того, как завершится Петербургский экономический форум, мы едем в Нижний Новгород, и постараемся помочь Нижегородской области стать номером один в области инклюзивности в нашей стране.

- Сейчас многие сектора экономики сталкиваются с кадровым голодом. Насколько это проблема для вашей отрасли? Какие меры принимаются для ее решения?

- Сейчас много усилий направлено на то, чтобы отрасль промышленного дизайна развивалась, ведь наша индустрия — точка рождения инноваций. Именно с переосмысления, с точки ноль, с придумывания идеи проектов — транспортных, бытовых, строительных, хозяйственных — начинается поиск инновационных решений и рост, в том числе экономический рост страны. С принятием закона «О креативных индустриях» и реализацией мероприятий дорожной карты по поддержке и развитию промышленного дизайна и инжиниринга, внимание со стороны государства заметно усилилось.



«12 ЕВАНГЕЛИСТОВ»



- Какие конкретные образовательные инициативы вы реализуете?

- Помимо поддержки на государственном уровне, важно, чтобы комьюнити тоже активно продолжало рассказывать, внедрять, обучать, просвещать... Поэтому у нас появляются такие просветительские проекты с «Комсомольской правдой», поэтому мы сняли документальный фильм об отрасли промышленного дизайна, где мы собрали 12 лидеров, «12 евангелистов промышленного дизайна» нашей страны и поговорили о сути и специфики отрасли, зачем компаниям работать с дизайнерами, какие преимущества дает это пользователям, бизнесу, государству. Фильм имеет интересную фестивальную судьбу, он стал событием, у нас уже много наград. Хотя мы не для наград его делали, а именно для того, чтобы рассказать о своей работе, запустить дискуссию в профессиональной среде.

- Расскажите подробнее о вашем образовательном центре.

- Образовательный центр, кстати, лицензированный, существует уже несколько лет, практически с момента основания компании. Мы открыли его, потому что понимали, без активной просветительской работы с бизнесом, промышленностью и ВУЗами не получится масштабировать проекты. Наш образовательный центр работает и со школьниками, и со студентами, мы организуем стажировки, практику, занимаемся менторством. Сейчас летний сезон — опять очередь из практикантов в 2050.ЛАБ.

- Какие еще образовательные программы вы предлагаете?

- Для инженеров промышленных предприятий и для управленцев. Существуют базовые программы, которые знакомят технологов, техников, инженеров, конструкторов с дизайн-мышлением. Мы рассказываем об индустрии, ее истории, трендах, тенденциях в разных отраслях. Программа кастомизирована, мы адаптируем ее под конкретную отрасль – железнодорожную, авиационную, судостроительную и т.д.

Кроме того, мы часто проводим вебинары: сейчас для инженеров идет серия лекций по инструментам искусственного интеллекта, в том числе в промышленном дизайне. Они оказались очень популярны, у нас какая-то бешеная посещаемость, потому что всем это интересно, все хотят научиться работать с нейросетями.

Мы стараемся максимально вкладываться в образование, в просвещение, в продвижение и среди тех, кто только выбирает профессию, и среди тех, кто уже выбрал и теперь определяется с местом работы, и среди тех, кто работает с дизайнерами для создания новых продуктов.



17 ПРОЕКТОВ ЛИФТОВ



- Какие новые проекты сейчас реализует 2050.ЛАБ? Многие уже слышали о поезде «Москва-2024» и его победах на международных конкурсах. Чем еще можете порадовать?

- Мы с вами сейчас находимся в Петербурге, и здесь тоже есть поезд метро, дизайн которого делала наша студия — «Балтиец». Мы специально разрабатывали уникальный паттерн для ткани, создали специальную вышивку на основе сюжета разводных мостов, использовали узнаваемую городскую символику. Помимо поездов, мы сейчас очень активно работаем в сфере лифтостроения. Это тоже вид транспорта, только вертикальный. Кстати, в России эта отрасль развивается просто бешеными темпами. У нас за полтора года создано уже 12 линеек лифтов для разных производителей. Летом будет крупная отраслевая выставка, где мы представим наши новые разработки — обязательно вам покажем.

- Какие планы на ближайшее будущее?

- Готовим к выпуску для широкого просмотра документальный фильм «Правила промышленного дизайна», который расскажет о том, как дизайн влияет на экономику и повседневную жизнь людей. Продолжаем расширять образовательные программы — как для студентов, так и для специалистов. И конечно, готовим несколько сюрпризов к предстоящим отраслевым выставкам.


Другие материалы

Читать все